Престижные
некогда авто ныне стали поистине народными – что еще, кроме «классики»,
можно купить новым за 150 тысяч рублей? Необходимый минимум есть:
четыре колеса, мотор и относительно просторный салон. Рискуя вызвать
иронию тех, для кого «классика» уже история, мы все же взялись за оценку
конструктивно доисторических моделей. Ведь для многих небогатых
начинающих эти машины – первые и пока не очень знакомые. И не говорите,
что отечественный производитель не предоставляет выбора! ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА…
Не обращайте внимания на простоватую внешность, туго открывающиеся (и
еще хуже закрывающиеся) двери – «пятерка» не скрывает своей
незамысловатости, этой лошадке чужды излишества. Тот же мотив и в
интерьере. Минимум приборов, скомпонованных в «колодцы» под жутко
бликующими стеклами, непомерно большой неудобный руль, из-за которого
трудно тянуться к куцым подрулевым рычажкам. Бывалых «жигулистов»
порадует то, чего неофит не оценит из-за недостатка опыта: прежние
кургузые сиденья наконец заменили куда более удобными – от «семерки», с
высокими спинками. Правда, эта мера не избавила от древней напасти: если
ваш рост выше среднего, наверняка захочется отодвинуть «трон» назад, да
некуда. Придется сидеть согнув ноги и раздвинув колени. Зато с
регулировкой спинки проблем не возникнет: ручку можно не только дергать,
ориентируясь по щелчкам, но и крутить для тонкой настройки (кстати,
этот секрет не всегда знают даже умудренные опытом водители). Переднему
пассажиру живется чуть легче – его ноги не поджаты высоко подвешенными
педалями. Да и сзади с относительным комфортом усядется пара упитанных
друзей.
Можно по-разному относиться к минимализму, но примитивность салона «пятерки» удовлетворит лишь закоренелого аскета.
Приборы
«пятерки» бликуют на солнце. К тому же видеть в их стеклах отражение
собственных рук, лежащих на руле, – это очень необычно.
Если
нехватка денег не мешает стремиться к большему, «семерка» – ваш
автомобиль. На фоне младшей сестры он выглядит побогаче как снаружи, так
и внутри. Не ждите кондиционера или электростеклоподъемников. И все же
массивный брус панели приборов на пару лет ближе к современности,
консоль с гнездом под «музыку» и лотком для мелочовки не выглядит
инородной деталью. Да и щиток приборов с зеленоватой подсветкой куда
приятней, тем более что на нем нашли место даже для тахометра и
эконометра. В остальном придется смириться с грехами, которые машина
унаследовала от предков вместе с кузовом: все та же неудобная посадка,
слишком большой руль с царапающим руки пластиковым облоем. Правда, иная
панель и чуть по-другому установленные салазки сидений добавляют по
сравнению с «пятеркой» хотя и очень маленькую, но все же приятную порцию
комфорта.
Салон «семерки» образцом современного дизайна не назовешь. Но разница с «пятеркой» очевидна: здесь гораздо уютнее.
Приборный
щиток «семерки» удобнее. А вот поведение стрелок ставит в тупик:
вольтметр, эконометр и тахометр постоянно сообщают что-то загадочное.
Неужели
в «классике» нет ничего, по-настоящему заслуживающего доброго слова?
Конечно, есть – великолепная обзорность. Тонкие стойки и большая площадь
остекления в обеих машинах позволяют превосходно ориентироваться при
любых маневрах. Правда, в этой бочке меда есть своя ложка дегтя, и не
одна. Маленькие, словно игрушечные дворники очищают лишь небольшие
секторы. А неудобные, искажающие реальность боковые зеркальца словно
перекочевали с детских игрушечных машинок. Советую последовать примеру
большинства бывалых, которые сразу бегут в магазин за полноценными
зеркалами. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
А теперь прослушаем вместе пятую и седьмую симфонии. Те, кто уже знаком с
ними, постарайтесь забыть давние впечатления. Знаю, это непросто: руки
сами выбирают из связки маленький ключик, чтобы отпереть дверь, ищут
замок зажигания слева от руля и нащупывают несуществующий ныне тросик
подсоса. И все же давайте сконцентрируемся не на воспоминаниях, а на
звучании. Его много уже на холостых оборотах: салоны наполняются не
только мелкой вибрацией и монотонным гулом, но и какими-то подвываниями и
тихим дребезгом.
Параллельные
линии не пересекаются. Доказано Евклидом. Автомобиль в XXI веке
открывают и заводят разными ключами. Доказано АВТОВАЗом.
Сев на задний диван, понял, ради чего зажали сидящих спереди: особого простора и здесь нет, но приемлемо.
Мало того, что зеркала маленькие и неровные, – на их регулировку придется потратить, как минимум, минут 10-15.
Со старта «пятерка» демонстрирует удивительную для «классики» резвость и
покладистость. Точная работа рычага коробки, короткий ход педали газа и
относительно бодрое (для 73-сильного мотора) ускорение поначалу
разгоняют хмурое настроение. Отметим подвеску, которая неплохо
справляется с крупными выбоинами (на разбитой грунтовке кузов мягко
переваливается на кочках и ямках, не тревожа седоков излишней тряской), –
и машина покажется хорошо приспособленной к российским дорогам. Но...
Крутить налитую тяжестью баранку нужно с небольшим опережением, иначе
можно не вписаться в поворот. Еще страшнее входить на высокой скорости в
пологий вираж – кузов настолько угрожающе заваливается, что желание
ехать быстро тает на глазах. Скоростные упражнения «пятерке» явно не по
вкусу. Тем более что и тормоза далеки от идеала – после резкого нажатия
машина клюет носом, поочередно блокируя то одно, то другое колесо.
Несмотря
на внешнее и внутреннее сходство, у «семерки» характер куда более
мягкий и с ленцой. С первых метров возникло сомнение в исправности
двигателя – уж очень вяло машина набирает скорость. Да и лампочка
давления масла тревожно подмигивает, хотя по щупу уровень в норме. Что
не так? Помните термин «обкатка»? Ведь на одометре ВАЗ-2107 всего третий
десяток километров, а «пятерка» пробежала уже несколько тысяч. Что же,
смиримся со скромной динамикой и сосредоточимся на прочих ощущениях.
Акустический фон оказался повыше, чем у «пятерки», и заставил пожалеть
об отсутствии магнитолы – уже на 80 км/ч к шуму мотора и шин добавляются
громкие аэродинамические завывания в области передних стоек, а
перевалив после долгого разгона за сотню, понимаешь: здесь не помогут
даже мощные динамики... Время
делать выводы, но это очень непросто. Разница между «пятеркой» и
«семеркой» ничтожно мала – и в качествах, и в цене. Впрочем, тем, кто
выбирает первый автомобиль, важны и эти 10 000 руб. Кстати, не забудьте,
что дооборудование (магнитола, подкрылки и т. д.) составит довольно
приличную относительно начальной цены сумму.
А я бы взял, наверное, «семерку»: она все же пусть чуть, пусть всего на полшага, но ближе к современным стандартам. Lada 21054 ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый 1,6 л (73 л.с.) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 5-ступенчатая механическая КОМПЛЕКТАЦИЯ: 21054-30-010 ЦЕНА: 150 736 руб.
+ Хорошая обзорность, удобный вход и выход, минимальная цена.
- Неудобная посадка, примитивный салон, посредственные тормоза, тяжелый руль. Lada 21074 ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый 1,6 л (73 л.с.) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 5-ступенчатая механическая КОМПЛЕКТАЦИЯ: 21074-30-010 ЦЕНА: 161 503 руб.
+ Более современный салон, хорошая обзорность, удобный вход и выход.
- Неудобная посадка, посредственные тормоза, тяжелый руль.
Денис Арутюнян:
«Они такие одинаковые и... почему-то вместе. Я понимаю, ради чего
АВТОВАЗ до сих пор продолжает производить «классику», но зачем делать
две настолько близкие по всем параметрам модели?». Редакция благодарит компанию «Автоград» за предоставленный на тест автомобиль ВАЗ 21074.