Тем, кто работает с мелким крепежом, рекомендую докупить головки на
3,2, 3,5, 4,0 и 4,5 мм, которых, как правило, нет в стандартном наборе.
Аналогичная ситуация с более крупными головками: обычно максимальный
размер в наборе – 13 мм, а порой не обойтись без 14 мм. А вот 15 и 16 мм
предлагает только фирма Snap-on. Но они и не очень нужны: усилие
отворачивания таких болтов уже большое, и создать необходимый момент на
короткой рукоятке, с квадратом 1/4 дюйма очень трудно. А вот
отворачивать дюймовый крепеж близкими по размеру метрическими головками
не рекомендую, можно повредить грани. Для этой цели есть наборы дюймовых
головок.
Как
и с рожковыми ключами, сегодня нет необходимости покупать дорогие
наборы от известных европейских производителей. Качество изделий из
Китая хорошее, а цены в 3–5 раз ниже европейских аналогов. Набор самых
распространенных головок обойдется в 900–1100 рублей. В стандартный
набор, как правило, входят трещотка, кардан, пара удлинителей, вороток,
рукоятка, головки от 5 до 14 мм. В комплекты подороже включены головки
под внутренние шестигранники, насадки под шлиц, крест и т.д. Их цены,
естественно, чуть выше, но вряд ли отпугнут покупателя. Приобретать
комплекты всегда выгодно, ведь головки россыпью обойдутся дороже – в
среднем раза в полтора-два.
Не
все болты и гайки находятся в зоне прямой видимости, и подтянуть их,
используя прямой, жесткий удлинитель, затруднительно. Необходимо, чтобы
головка слегка поворачивалась. Для этого случая есть удлинители со
скруглениями, позволяющими головке отклоняться от вертикальной оси на
угол ±8 градусов.
Дальнейшее
развитие этой идеи воплощено в гибких удлинителях. Обратная сторона
универсальности – небольшой крутящий момент (около 10 Н.м), который они
способны выдержать без повреждения.
Головки
под хитрые профили (о них поговорим в одном из следующих номеров) есть
во многих наборах, недостающие можно докупить. Под квадрат 1/4 дюйма их
выбор, пожалуй, наибольший. А вороток позволяет реализовать момент
существенно выше, чем с простой отверткой.
Вариантов
исполнения трещоток много: с поворотной рукояткой, которая может быть
как прямой, так и изогнутой, разными вариантами переключения
трещоточного механизма (чаще всего флажковый или поворотное кольцо) плюс
его блокировка, с крупным либо мелким шагом зуба, в пластиковом,
алюминиевом или стальном корпусе и т.д. Для подавляющего большинства
работ достаточно прямой трещотки с флажковым механизмом переключения.
Вариант с кольцом тоже неплох, но замасленным пальцем переключать
неудобно – проскальзывает. Чем крупнее шаг зуба, тем большую нагрузку
узел выдержит без разрушения. Оборотная сторона силы – большой шаг, и
при затягивании болта необходимо придерживать удлинитель на обратном
ходе, чтобы гайка не возвращалась в исходное положение. При выборе
трещотки обращайте внимание на длину ручки: для удобства хорошо иметь
хотя бы два варианта – или же использовать для больших моментов другой
размер квадрата. Частный случай традиционной трещотки – компактная
кольцевая, которая чаще используется в паре с рукояткой (см. выше) или
воротком.
Узлы
и механизмы в современных автомобилях плотно скомпонованы. Для их
обслуживания и ремонта принадлежностей часто не хватает штатного набора
головок. Нужны дополнительные удлинители (разной длины, ведь порой
решение проблемы упирается в какие-то миллиметры!), которые стоит
докупить, тем более что нередко удается разместить их в штатном наборе.
Выбор у большинства фирм богатый, начиная с 30 мм и до 500 (!) мм.
Последний, например, позволяет с комфортом подтягивать хомуты системы
охлаждения в нижней части моторного отсека.
На
основе удлинителя сделана рукоятка. На тыльной части у многих моделей
внутренний квадрат 1/4 дюйма для установки трещотки, воротка либо
удлинителя.
При
больших углах поможет дополнительное поворотное звено – кардан. У
некоторых моделей есть пружинные шайбы, препятствующие складыванию
звеньев. Это позволяет надеть головку на шляпку болта, не придерживая ее
рукой.
Источник: http://www.zr.ru |