МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Не знаешь, как проехать, – взгляни на свой мобильник! Такой совет
выручит владельцев некоторых моделей «Нокиа»: финская компания первой
встроила в свои телефоны GPS-навигацию.
Воспользоваться ею довольно просто – после покупки аппарата достаточно
установить с приложенного диска программу Ovi Maps, а затем подключиться
к Интернету, чтобы скачать необходимые карты и голосовой пакет. Платить
не нужно: один раз потратив на новую трубку от 7 до 20 тысяч рублей
(в зависимости от модели), бесплатно получите навигационную программу
и богатый набор регулярно обновляемых карт от одного из лидеров
картографии – компании NAVTEQ.
Можно ли использовать мобильник
в качестве автомобильного навигатора? Конечно. Правда, сначала придется
обзавестись кронштейном – не держать же всю дорогу телефон в руке.
А заодно и зарядным устройством, иначе через пару часов вы останетесь
не только без навигатора, но и без связи. Запаслись? В путь!
Спутниковый сигнал аппарат ловит шустро
благодаря технологии A-GPS (местоположение предварительно определяется
по ближайшим вышкам сотовой связи, чтобы облегчить аппарату поиск
сигнала из космоса). Далее можно вводить адрес. Тем, кто уже пользовался
навигацией, покажется непривычной особенность программы: адрес или
название «точки интереса» (так расшифровывается английская аббревитура
POI; это магазины, театры, музеи и т. д.) нужно забивать
не последовательно – улица/дом, а одной строкой. Если система не нашла
нужный объект, попробуйте добавить к указанному адресу… название
города – иногда помогает.
Набирать адрес на выдвижной клавиатуре «Нокиа-N97 Mini» оказалось
неожиданно просто, несмотря на миниатюрность кнопочек. Правда, для этого
придется снять аппарат с держателя. Или же пользоваться не самой
удобной сенсорной клавиатурой на экране.
Вот теперь можно расслабиться
и следовать указаниям программы. Обратите внимание, что картинка
на экране четкая и понятная, по-русски телефон говорит грамотно,
подсказывает вовремя. Хотелось бы только, чтобы голос звучал погромче.
А вот если съедете с намеченного маршрута, телефон может на несколько
секунд впасть в ступор и лишь после паузы пересчитает маршрут заново.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ НАВИГАТОР
На прилавках магазинов множество специализированных навигаторов. Цены –
от 3 до 15 тысяч рублей. «Железом» все приборы очень похожи,
а программная часть разная. Одни производители устанавливают сторонний
софт, другие используют исключительно собственные разработки.
К последним относится, например, «Гармин-Нюви 1200».
Большинство
автомобильных навигаторов не балуют величиной экрана. Тем не менее
разумная организация гарминовского интерфейса позволяет набирать адрес
без затруднений.
Несомненное достоинство «коробочек» –
высокая чувствительность встроенной антенны. Как правило, на поиск
спутников уходит не больше минуты. Основной недостаток большинства
моделей – в них нет кнопок для быстрой регулировки громкости и яркости
экрана. Да и пользовательский интерфейс порой вызывает разные оценки.
Например, испытуемый «Гармин» порадовал предельно простым управлением
и виртуальной клавиатурой во весь экран, но расстроил едко-кислотным
цветовым решением и булькающим голосом, совсем как у птицы говоруна
из «Тайны третьей планеты». Впрочем, и у других изделий хватает огрехов:
иной раз ставит в тупик слишком сложное меню, сбивает с толку невнятная
озвучка, а иногда вызывает досаду подслеповатый экран. Эти особенности
не влияют на главную обязанность навигатора – быстро и точно вести
к пункту назначения. Но раздражают. Поэтому, выбирая навигатор,
обязательно присмотритесь к дизайну интерфейса. Тем более что
впоследствии сменить софт на более удобный, как правило, трудно.
КОММУНИКАТОР
Армия пользователей коммуникаторов растет день ото дня – многим пришлось
по вкусу сочетание мобильного телефона, карманного компьютера
и GPS-навигатора в одном устройстве. Правда, с последней функцией все
не так уж просто. Во-первых, встроенная антенна далеко не всегда
обеспечивает уверенный прием сигнала со спутника. Во-вторых, как
и в случае с мобильным телефоном, придется потратиться на автомобильные
держатель и зарядник – лишь некоторые аппараты изначально укомплектованы
этими аксессуарами. При том что сами устройства недешевы: наиболее
доступные обойдутся примерно в 10 тысяч рублей, а наш подопытный «Айфон»
стоит и вовсе около 30 тысяч. И не забудьте прибавить цену
навигационной программы (от 3,5 тысячи рублей), ведь без нее устройство
сможет работать лишь как телефон, но не как навигатор.
На
коммуникаторах можно оперативно менять громкость голосовых подсказок и
сигналов системы. Столь же быстро отрегулировать яркость экрана не
удастся – нужно лезть в меню.
Несомненное достоинство
многофункционального коммуникатора в том, что в него можно установить
сразу несколько разных программ навигации. Почти все они обеспечивают
грамотную прокладку маршрута, удобные голосовые подсказки, возможность
поиска по адресу и «точкам интереса». По большому счету разница между
программами заключается лишь в дизайне интерфейса и степени детализации
карт. Производители отечественного софта, например «Навител» или
«Автоспутник», предлагают более детализированные карты России. А вот для
поездки за рубеж лучше воспользоваться импортными аналогами. Из них
самые популярные: iGo, Navigon и TomTom.
А если тратить деньги на программное
обеспечение жалко? Попробуйте воспользоваться бесплатными приложениями,
такими как «Яндекс.Карты» или Google Maps. Правда, проку от них куда
меньше – они требуют постоянного подключения к Интернету и лишены многих
второстепенных функций, включая голосовое сопровождение. Небольшой
компенсацией станет то, что почти все они способны учитывать пробки при
прокладке маршрута.
ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ НАД ЗЕМЛЕЙ
Навигационная система NAVSTAR GPS, которую американцы начали
разрабатывать еще в конце 1970-х, функционирует в штатном режиме
с 1995 года. Ее основа – группировка из 24 спутников, которые вращаются
вокруг Земли по шести орбитальным траекториям (по четыре на каждой)
на высоте около 20,2 тысячи км.
Наземный приемник вычисляет текущее местоположение, анализируя время
прохождения сигнала с космического аппарата, координаты которого
известны, до поверхности планеты. Для определения координат необходимо,
чтобы устройство принимало сигнал как минимум с четырех спутников. Три
из них используются для так называемой трилатерации (определение
местоположения по трем точкам), четвертый – для окончательной коррекции.
Отсюда закономерность: чем больше спутников в поле «зрения» приемника,
тем выше точность вычисления координат (максимальная – до 1–2 метров
в горизонтальной плоскости).
По такому же принципу работает и российская система ГЛОНАСС. В 1995 году
ее орбитальную группировку довели до штатного состава – 24 спутника
на высоте 19,1 тысячи км. Позже из-за недостатка финансирования
программу чуть не свернули (в космосе осталось всего 11 сателлитов).
Однако сейчас ее активно возрождают: сегодня на орбите вращается
21 спутник, а в следующем году ГЛОНАСС должна начать функционировать
в полном объеме. К тому времени наверняка вырастет и количество
приемников, работающих с отечественной системой, – пока же на рынке их
крайне мало.
ШТАТНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ
Владельцы автомобилей со встроенными навигационными системами лишены
возможности выбирать программное обеспечение. Но их это мало волнует –
у заводских устройств много других преимуществ: большой экран, громкие
и четкие голосовые подсказки. Оповещая водителя, устройство даже
приглушает музыку. Да и оперировать встроенной системой намного удобнее:
одни компании оснащают автомобили сенсорным дисплеем, другие предлагают
пользоваться удобным джойстиком на консоли или центральном тоннеле.
Прибавьте сюда почти мгновенный поиск спутников благодаря мощной
антенне. Казалось бы, чем не идеал?
Но вот их стоимость... Оснащенный
системой DVD800 тестовый «Опель-Инсигния» дороже машины с обычной
магнитолой на 50 тысяч рублей! Покупателям предлагают, правда, и более
дешевый вариант – с мультимедийным комплексом СD500 за 25 тысяч рублей.
Не дешевле и системы других марок: у некоторых доплата за навигацию
переваливает за 100 тысяч!
Управлять
штатной навигацией «Опеля» с помощью «шайбы» на центральном тоннеле
гораздо удобнее, чем тыкать пальцем в подвешенную на стекле коробочку.
Но это не единственный недостаток
фирменных устройств. Несмотря на их солидную стоимость, случаются ошибки
при прокладке маршрута, детализация карт частенько отстает
от современного уровня, а бывает, и голосовые подсказки оказываются
невразумительными. Но это частности. Больше всего досадуешь из-за того,
что сложно обновлять карты. Владельцу автомобиля со встроенной
навигацией Интернет не помощник. Для апгрейда придется покупать
официальный диск, или обратиться в фирменный автосервис, или… смириться
с тем, что на экране никогда не появятся вновь построенные дороги
и развязки.
- И ЭТО ВСЕ?
Разобравшись с основными типами устройств-проводников, оценим другие, редко встречающиеся.
Туристический навигатор. На первый
взгляд, «Гармин-Орегон 450» очень похож на автомобильного собрата.
Но отличий немало: прорезиненный влаго- и пылезащищенный корпус,
высокочувствительная антенна, наличие в памяти не только автомобильных,
но и топографических карт. Cравнение позволило сделать вывод: походный
«Орегон» и автомобильный «Нюви-1200» маршруты прокладывают одинаково.
Правда, пользователю туристического аппарата придется часто смотреть
на экран: голосовых подсказок он не дает. Зато можно не беспокоиться
об электропитании: все навигаторы «Гармин» из туристической серии
«Орегон» и «Дакота» работают от двух пальчиковых (тип АА) батареек.
«МТС Навигатор Link 300». Растущий спрос на навигационные устройства
привлекает на рынок новых поставщиков. Не остался в стороне и один
из гигантов российской сотовой связи: компания МТС представила под своей
маркой навигатор Link 300. Правда, под белоснежным (на любителя)
корпусом скрывается не оригинальная разработка, а хорошо знакомое многим
устройство Shturmann Link 300. Навигатор заряжен свежими картами
NAVTEQ, «симкой» для выхода в Интернет и телефонных звонков, а также
фирменным интерфейсом, над дизайном которого работали специалисты
из студии Артемия Лебедева.
ОНЛАЙН-КАРТЫ
А стоит ли вообще тратиться на покупку
навигатора, если в чужие края ездим только раз в год? Тогда перед
стартом в неизведанное открываем дома интернет-карту (например,
maps.yandex.ru или maps.ovi.com), задаем точки старта и финиша
и распечатываем полученную схему. В дорогу желательно прихватить
пассажира, чтобы возложить на него обязанности штурмана – ведь
одновременно управлять автомобилем и читать легенду непросто
и небезопасно. Зато детализация карт, представленных в Интернете,
зачастую куда лучше, чем в мобильных устройствах. Возможен даже поиск
по номеру корпуса – такой «талант» есть только у считаных навигационных
программ. Но езда по легенде, при всех ее немногочисленных достоинствах,
все-таки не заменит полноценную GPS-навигацию.
Большинство
интернет-карт не только прокладывают маршрут, но и высчитывают время в
пути, причем с учетом задержек в пробках. А некоторые сайты даже
предсказывают, сколько топлива в среднем потребуется на преодоление
дистанции.
Героя древнегреческого эпоса Тесея
спасла Ариадна, которая дала ему клубок ниток. Только с его помощью
победитель Минотавра смог выйти из лабиринта. Спутниковые системы можно
считать современным воплощением мифического клубка. Конечно, они еще
далеки от совершенства, но уже неплохо помогают ориентироваться
в дорожных хитросплетениях. Ну а выбор аппаратуры определяют в первую
очередь ваши возможности. Штатная навигация намного удобнее, но цена
кусается. Переносные устройства доступны многим,
да и по функциональности – близки. Так что у нынешних Тесеев выбор куда
богаче.
Источник: http://www.zr.ru |