Простые, компактные сканеры успешно справляются с теми задачами, которые
на них возложены, но не более того – их возможности ограниченны. Как
только автопроизводитель переходит на новые блоки управления,
простенький сканер оказывается устаревшим и уже не находит с ними общего
языка либо на его дисплей выводится ложная информация. Значит, прибор
нужно перепрограммировать... правда, если он допускает обновление
программного обеспечения. А бывает и так, что разработчик прибора новые
программы еще не подготовил! Память компактных сканеров невелика – много
программных модулей не запишешь. Выходит, чем-то придется пожертвовать.
Комплект
программного сканера: 1 – диск с программным обеспечением; 2 – адаптер
для связи ЭБУ двигателя с компьютером; 3 – диагностические кабели.
Этого
недостатка нет у сканеров на базе персонального компьютера. У них объем
хранимой информации зависит от размера жесткого диска. В комплект
обычно входят диск с программным обеспечением, адаптер для связи ЭБУ
двигателя с компьютером и набор кабелей с диагностическими разъемами для
разных моделей автомобилей. Одно из преимуществ такого сканера –
возможность обновления программы через интернет.
Некоторые изготовители диагностического оборудования бесплатно
предоставляют все свои разработки и тем самым не только удерживают
традиционных клиентов, но и привлекают новых. Другие предлагают новинки
только за деньги. На российском рынке сканеров своеобразными
законодателями стали две фирмы – ростовская АСЕ и самарская НПП НТС. А
на пятки ведущим производителям наступают новички. В их числе ООО
«Автомобильные технологии» со своей программой «Сканматик». Она, кстати,
примерно вдвое дешевле, чем продукция «грандов». Каковы же ее изюминки?
Для установки программы не обязателен дорогой, мощный компьютер. Хватит
90 МГц процессора, оперативной памяти 16 Мб и свободного места на диске
12 Мб. «Сердце» программы – адаптер, своего рода «переводчик» между
блоком управления двигателя и компьютером. Для связи адаптера и ПК еще
недавно самым ходовым разъемом был СОМ-порт. Сегодня они сохранились на
стационарных машинах, а в современных ноутбуках их сменили USB-порты.
Если сканер рассчитан под устаревший стандарт, то и после замены кабеля
программа может не работать, так что перед покупкой лучше
проконсультироваться с разработчиком. Создатели «Сканматика» это учли:
кроме привычного кабеля с СОМ-портом, предоставляют, если необходимо,
USB-переходник.
Установка «Сканматика» на компьютер занимает несколько минут. Информация
выводится на русском языке. Экран не перегружен лишними символами и
обозначениями, подбор цветов оптимальный. Вместе с графиком на экран
выводится текущее значение параметра громадными цифрами! Из отмеченных
нами минусов – мелкие шрифты в других обозначениях (например, в общем
списке параметров).
Кнопки – на своих местах. Удобны, функциональны, а если что-нибудь не
понятно, выручит клавиша «помощи». Освоив кнопочное управление, при
выборе режима «мышку» можно не трогать.
У «Сканматика» стандартный набор функций: считывание параметров,
управление исполнительными механизмами, чтение кодов неисправностей, их
расшифровка и сброс настроек контроллера.
Несколько огорчило отсутствие такой функции, как регистрация изменения
параметров во времени, которая во многих сложных случаях бывает полезна.
Нет клиентской базы, где хранились бы сведения об автомобилях и
выполнявшихся работах. Отсутствует модуль диагностики двигателей с
системой управления GM и ее российским аналогом, – видимо, разработчики
решили, что спрос на диагностику этой системы уже невелик.
«Сканматик» по некоторым позициям пока уступает наиболее известным
конкурентам. Но уже разрабатываются его более совершенные варианты – и с
клиентской базой данных, и с записью информации в память по времени, и с
более крупными обозначениями на экране. Обладатели «Сканматика» смогут
бесплатно обзавестись новыми версиями через интернет. На очереди и
дополнительные программные модули для диагностики распространенных
иномарок.
Бесспорное достижение «Сканматика» – программный модуль для диагностики
автомобилей «Волга» с двигателем Chrysler 2,4 л, а также ряда иномарок с
аналогичным (Motorola NGC) блоком управления.
Программа охватывает и другие автомобили – ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, а также все
те, разработчики которых поддерживают протокол обмена данными
OBD-II/ЕОВD. Это касается многих иномарок, во всяком случае тех, которые
начиная с 2004 года соответствуют нормам токсичности Евро III.
Программный модуль ВАЗ позволяет диагностировать не только двигатель, но
и систему управления отопителем на автомобилях «десятого» семейства, и
электроусилитель руля на «Калине».