ХОРОША ЛОЖКА К ОБЕДУ
Несколько отечественных фирм приступили к разработкам подобных приборов
на удивление своевременно - еще до того, как производство двигателей со
впрыском в России поставили на поток. Можно сказать, в нарушение плохих
традиций, когда с конвейера начинают сходить новые автомобили, а как их
обслуживать ни один гений автосервиса не знает!
Одним
из первых создали диагностический сканер-тестер ДСТ-2М на самарском
научно-производственном предприятии "Новые технологические системы" (НПП
НТС). С 1995 года более 5 тысяч таких приборов поставлено потребителям.
Но появились иные модели автомобилей и впрыск, пришла пора обновлять
парк оборудования. Сегодня у прибора новая, еще более надежная
элементная база, новый дисплей с подсветкой. ДСТ-2М чуть потолстел, но
им удобно работать даже в темноте, а приятная на ощупь клавиатура и
удобное меню помогают быстрее его освоить (фото 1).
Чтобы связать ДСТ-2М с конкретным блоком управления, в прибор нужно
вставить картридж с соответствующей программой. Только вазовских, самых
популярных, ныне четыре, а еще есть газовские. Если через руки мастера
проходят разные автомобили, ему приходится то и дело менять в ДСТ
картриджи. Находчивые даже скрепляют их изолентой попарно, как на войне
"рожки" автомата Калашникова!
Вот это и привело к созданию универсального картриджа "Комби-ВГ": он
позволяет диагностировать большинство впрысковых двигателей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. А скоро в этом картридже пропишутся и модели ГАЗа с блоками АВТРОН и МКД (фото 2), и дизель ГАЗ-560.
Не попал в этот список блок Bosch МР 7.0 под нормы токсичности Евро III. Мотивировали тем, что такие автомобили ВАЗ
поставляет лишь на экспорт, в России, мол, их быть не должно. На самом
деле и эти машины нередко попадают на предприятия автосервиса, что
побудило самарцев подготовить отдельный картридж для их диагностики.
ВКЛЮЧАЕМСЯ В РАБОТУ
Подключив прибор к автомобилю, первым делом выбираем в меню марку - ВАЗ или ГАЗ.
Затем программа сама, без участия автовладельца или даже мастера,
определит тип блока, установленного в машине. Это так называемое
"автоопределение" - важная, заметим, функция! Прежде эту задачу
приходилось решать автомеханику; случались ошибки, на дисплей прибора
выводилась неверная информация. Страдали и клиент, и механик, когда
первый возвращался с законными претензиями.
Почерпнув из блока данные, прибор представляет их механику в текстовом и
графическом виде. Правда, последнее достоинство прибора несколько
обесценивается низким разрешением маленького дисплея. Но персональный
компьютер позволяет забыть об этом недостатке ДСТ: нужно лишь
обзавестись шнуром, передающим данные из ДСТ в память компьютера, и
программой Dst Link, выводящей данные на экран монитора. Шнур можно
купить у дилера, а программу - бесплатно скачать с сайта НТС в
Интернете.
За семь лет ДСТ-2М несколько устарел, но все еще пользуется хорошим
спросом. Потому его и не спешат снять с производства, хотя замена ему
уже есть - ДСТ-10 (фото 1). Новому прибору не нужны картриджи,
необходимая информация записана в памяти прибора, которую по мере
надобности можно обновлять у дилера. По функциональным возможностям
прибор аналогичен ДСТ-2М, даже внешне они похожи. Но избавившись от
картриджа, прибор "похудел", его удобнее держать в руке.
Будущий прибор - ДСТ-20, как обещают специалисты, позволит возложить на
него дополнительные функции. Со временем он сможет работать как
двухканальный осциллограф. Кстати, важное достоинство сегодняшнего
ДСТ-10 - он намного дешевле ДСТ-2М: 330 долларов против 550!
ВИНОВНИКА К ОТВЕТУ
При
диагностике, поиске неисправностей довольно трудно найти капризный
датчик, работающий посредственно, со сбоями, если они не записываются в
памяти блока как "ошибки". Здесь требуется прибор, способный
контролировать сигнал, посылаемый непосредственно датчиком, и
определяющий его работоспособность. Это ДСТ-6 (фото 3). Скоро начнет
продаваться его обновленная версия ДСТ-6С, у нее корпус с двухстрочным
индикатором. Такой же у ДСТ-8 (фото 4). В дополнение к уже известным
функциям ДСТ-6 и последующие приборы способны проверить лямбда-зонд и
сымитировать сигнал датчика положения коленчатого вала. Полезное
приобретение не только для мастеров автосервиса, но и для владельцев
магазинов автозапчастей, которым приходится проверять кондиционность
продаваемых датчиков.
В комплекте с ДТС-6 идут кабели для диагностики двигателей ВАЗ (фото 5), ЗМЗ (фото 6).
НА ПОДХВАТЕ КОМПЬЮТЕР
Функции сканера или мотор-тестера в автосервисе может взять на себя
компьютер. Для этих целей у фирмы НТС есть обновленная программа
"Мотор-Тестер МТ-4". Для ее установки на компьютер необходимы процессор
не ниже 486 и ОЗУ не менее 8 Мбайт, операционная система Windоws 95 и
выше, CD-ROM-привод или дисковод на 3,5 дюйма для установки программы,
сетевая плата с интерфейсом 10-BASE-T. Этим условиям удовлетворяет
большинство компьютеров даже устаревших моделей, не говоря уже о
современных.
В
комплекте - компакт-диск с программой, адаптер (фото 7), помогающий
установить связь с электронным блоком управления двигателем, и
соединительные кабели, в том числе кабель ОВDII с новым разъемом, под
который рассчитаны блоки Bosch MP 7.0.
Программа МТ-4 - это усовершенствованная модель сканера серии ДСТ:
информация выводится не на крошечный дисплей, а на большой экран - в
цифровом и графическом виде. Одновременно можно просматривать до 16
параметров, разбитых на группы. При желании несложно сгруппировать их,
как удобнее пользователю. Параллельно с просмотром можно управлять
исполнительными механизмами, выводить ошибки.
В случае сомнений в исправности какого-либо датчика нужно запустить
двигатель и, включив запись, опробовать его на разных режимах.
Продолжительность записи ограничивает только свободное место на жестком
диске компьютера. Далее включают просмотр и анализируют результаты
работы. Полученная информация заносится в базу данных о клиентах, можно
ее и распечатать. В дальнейшем при очередной диагностике новые данные
можно сравнить с прежними.
Программа МТ-4 работает со всеми вышеупомянутыми блоками, да вдобавок - с
моделями фирмы "Дэу". Вскоре в этом списке ожидаются и другие иномарки.
Есть
у НТС простенькая, но любопытная приставка KRP-4M (фото 8).
Подключенная к стандартному адаптеру KR-4, она выполняет функции
многоканального осциллографа. В комплекте с дополнительными токовыми и
емкостными клещами и необходимыми кабелями с переходниками она проведет
углубленную диагностику любой системы зажигания. Но рассчитана на
подготовленного специалиста, разбирающегося в характере сигналов с
датчика, исполнительного механизма, катушки зажигания.
Если осциллографическая приставка потребителю не нужна, он может
воспользоваться упрощенной программой "Мотор-Тестер МТ-2Е". По всем
основным функциям она аналогична МТ-4.
В
дополнение хорошо бы иметь стробоскоп с регулируемой задержкой,
позволяющей точно установить угол опережения зажигания двигателя (фото
9).
Специалисты НТС постоянно совершенствуют свой софт (программы). Каждую
новую версию можно свободно скачать через Интернет с сайта компании.
КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ
Что же предпочесть? Выбор достаточно прост. Если сервис невелик, а
владелец намерен заниматься только диагностикой отечественных
автомобилей, не вдаваясь в премудрости форм сигналов с различных
датчиков, вполне можно ограничиться ДСТ-10. При более серьезных планах
стоит задуматься о покупке персонального компьютера и программы
"Мотор-Тестер
МТ-4". Это позволит углубленно диагностировать не только отечественные,
но и импортные автомобили, а все затраты, полагаем, быстро окупятся.
Лучшее - продолжение хорошего.
Универсальный картридж "Комби-ВГ" (справа) заменит устаревшие модели.
ДСТ-6 - прибор для проверки датчиков и исполнительных механизмов.
ДСТ-8 - упрощенная версия сканера ДСТ-2М.
Кабель к ДСТ-6 для работы с автомобилями ВАЗ.
Кабель к ДСТ-6 для обслуживания двигателей ЗМЗ.
Комплект программы МТ-4.
Осциллографическая приставка к программе МТ-4.
Дополнение к МТ-4 - стробоскоп.
Источник: http://www.zr.ru |