Господин Ампер был, конечно, ученым от Бога
– как по таланту, так и по рассеянности. Именно он добавил к метру,
килограмму и секунде четвертую главную единицу, получившую его имя. И о
нем же ходит анекдот, как чудак варил в воде часы, держа в руке яйцо…
Возможно, с той поры и появился термин «ампер-час»?
Непонятный, по правде сказать, термин… И никому не нужный: за океаном
давно обходятся без него (живой пример – на фото 23). О чем, к примеру,
говорит потребителю надпись: «60 А.ч»? Только о том, что в течение 20
часов батарея должна выдавать ток в 3 А. Но, простите, зачем нам эти 3
А? Если в дороге вдруг откажет генератор, а за окном – дождливая
холодная ночь, то реально необходимый ток может составить амперов эдак
двадцать пять! Сколько при этом протянет батарея?
Что же, оценим и то и другое. А потом попробуем вернуть г-на Ампера
домой, заряжая купленные нами батареи. Их редакция приобрела в
московских магазинах. Интернационал получился достойный: девять батарей
российских, три – корейских, две – словенских. По одному изделию
представляли Штаты, Сербию, Чехию, Белоруссию, Польшу, Турцию, Испанию,
Украину, а также непоименованные страны ЕС. Происхождение одного из
участников определить не удалось, но именно он-то и стал… нет,
подробности – потом.
ЧАСЫ БЬЮТ НАПОВАЛ
Вы видели во сне емкость? Говорят, что это к огромному разочарованию… Мы
тоже расстроились, но по другому поводу: первый же замер показал, что
за продаваемыми батареями по-прежнему не ухаживает никто!
Напоминаем: резервную емкость измеряют в минутах. Батарею нагружают
током 25 А и засекают время падения напряжения до 10,5 В: именно при
такой разности потенциалов на клеммах она считается полностью
разряженной. Нормальный показатель – выше 100 минут, в течение этого
времени аккумулятор может пахать и за себя, и за генератор, если тот
вдруг забастует. Так вот, реальные показатели батарей, продаваемых под
видом новых, составили от 82 минут у АКОМа до вызывающих чувство паники
25 минут у Tyumen Battery!
Впрочем, паниковать рано: мы оцениваем батареи, а не трудолюбие
работников прилавка. Г-н Ампер срочно организовал подзарядку всех
аккумуляторов, после чего замеры повторили. Стало гораздо веселее, но
тут…
Но тут раздался оглушительный удар ампер-часов! Цифры в протоколе
показали, что значения реальной емкости у одинаковых, казалось бы,
батарей разнятся... на 40%! Иными словами, вместо заявленных 60 А.ч
отдельные производители готовы предоставить меньше 40 А.ч. Нехорошо!
ВАМ СКОЛЬКО АМПЕРОВ?
Если заявленные ампер-часы у всех одинаковые, то с силой тока ситуация
совсем другая: фирмы сами обещают нам от 460 до 610 А! Понятно, что при
прочих равных условиях хочется иметь силу тока побольше, даже если на
практике такая никогда и не потребуется. Аргументы найти можно: мол,
большой ток говорит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом
совершенстве… ну, и все такое.
Итак, проверяем токи. Сначала – заявленные: сколько написал на этикетке,
столько амперов вынь да положь! А затем игра по единым правилам: всем
батареям предлагается выдать ток одной и той же силы сначала при –18, а
затем при –30ºС: живем-то в России, а не на экваторе! Планку
устанавливаем на среднем уровне в 480 А: у большинства батарей заявлен
именно такой ток, да и редкому потребителю нужно нечто более крутое.
С первой попытки заявленный ток выдали лишь 11 батарей, остальные дружно
просели ниже положенных 7,5 В. Более доступный единый ток в 480 А при
–18ºС дался всем, хотя и с разными усилиями. Для сравнения укажем, что
на клеммах Мedalist 56077 напряжение составило 8,28 В, в то время как у
Titan – всего лишь 7,51 В. А вот 30-градусный мороз выявил явного
аутсайдера: батарея «ЗиД» уже через 5 секунд просела ниже 6 В. При таком
напряжении никакая бортовая электроника не потянет…
АМПЕР ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ
С заряженными батареями разобрались – а как себя поведут недозаряженные?
Кто не видел картину: сидит несчастный водитель и поворачивает ключ в
замке зажигания туда-сюда – вдруг заведется? Что же, сымитируем
жизненную ситуацию – разрядим каждый аккумулятор до половины исходной
емкости. А теперь проверим: температура за бортом – ноль, ток – 480 А,
на каждую попытку пуска – 10 секунд, пауза – 30 секунд. Число попыток
ограничиваем напряжением на клеммах: не ниже 6 В.
Четыре батареи – TAB, ПАЗ, Zubr и «ЗиД» сдались на первой же попытке.
Особенно «отличился» TAB, который помер на первой секунде! Лучшим же
стал Меdalist 56077: выдал три полноценные попытки и целых 9 секунд
крутил стартер в четвертой.
Осталось зарядить батареи. Известно, что у хорошего работника должен
быть отменный аппетит. Так и батарея обязана не только выдавать ток, но и
быстро заряжаться. И в этом испытании разброс оказался серьезный: от
19,67 А у VARTA до 14,9 А для Titan. Получается, не так-то легко Амперу
вернуться домой…
ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ АМПЕРА
Так кто же из производителей выдает и принимает амперы лучше других? Цифры – в таблице, методика измерений – в Нашей справке.
Лучшая резервная емкость – у тюменской батареи (сенсация!), на морозе
всех обошел Medalist 56077, но основной пьедестал, извините, у нас
только один. Поэтому в абсолютном первенстве тройка лучших выглядит так:
1-е место – VARTA Blue Dinamic,
2-е место – Medalist 56077,
3-е место – А-mega.
Чемпиона и вице-чемпиона разделили всего 0,007 балла!
Увы, ни один российский агрегат в призеры не попал. Лучшие шансы имел
«Зверь», недобравший до бронзы 0,13 балла. Тюменская батарея, занявшая
8-е место, успехом обязана своему ценнику – сегодня это ее главный
козырь. Остальные соотечественники выступили плохо, затерявшись в общей
массе неудачников. И это всерьез расстраивает: имея в экспертизе
подавляющее численное превосходство, «наши» не взяли ни числом, ни
умением.
Такие удары ампер-часов для кого-то из производителей могут оказаться и последними.
НАША СПРАВКА: ОТКУДА БЕРУТСЯ БАЛЛЫ?
За результаты измерений ответственность несет организация,
сертифицированная для такого рода испытаний, – ФГУП «21 НИИИ МО РФ».
Амперы, вольты, минуты, килограммы, градусы – это данные из протокола…
Нам осталось подвести итоги многоборья.
Как это делается? В каждом виде испытаний берем лучший и худший
результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все
остальные участники получают промежуточные баллы согласно тому
положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру,
если при замере резервной емкости лидер показал 114 мин, а аутсайдер –
81 мин, то участник с результатом 100 мин получает 3,303 балла. И так –
по всем видам испытаний. Особо отметим, что ту же методику применили и к
цене: ее нельзя не учитывать, когда стоимость купленных батарей
различается почти втрое!
Вводить коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по
отношению к другому, сознательно не стали: все семь параметров при
подсчетах признаны равнозначными. В то же время приведенные цифры
позволяют любому желающему провести собственные подсчеты. Скажем,
резервная емкость и ток холодной прокрутки могут получить весовые
коэффициенты 0,25, а остальные пять параметров – по 0,1. Понятно, что
расстановка мест при этом обязательно изменится.
Реальная емкость новеньких батарей различается на 40%.
Диапазон цен купленных батарей – от 1500 до 4030 рублей.
Источник: http://www.zr.ru |