Начав разговор о качестве моторных полусинтетических масел ведущих
мировых брендов (ЗР, 2010, № 3), мы отметили, что ответы на большинство
вопросов могут дать только длительные испытания. Для новой экспертизы
полусинтетики класса 10W‑40 выбрали шестерку представителей масляной
элиты: Shell Helix Plus, Esso Ultra, ZIC A+, Castrol Magnatec, Mobil
Super 2000, Ravenol.
вне зачета: Фальсификат, происхождение неизвестно
Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SL/CF
Допуски: VW 505 00, MB 229.1
Ориентировочная цена: 880 руб. (канистра 4 л)
Мы полагаем, что это поддельный Shell. Дальнейшие комментарии не имеют
смысла. Напомним только, что доброкачественный продукт этого бренда в
предыдущей экспертизе был на вершине пьедестала. Плюсы: Наконец-то появился реальный фоновый образец для сравнения. Минусы: Надо полагать, нечто подобное купили не мы одни.
Согласно нашей методике образцы масел закупили в крупных магазинах, и
было это весной. Прошло полгода: испытания проведены, табель о рангах
составлена. Но начнем издалека.
5 место: Castrol Magnatec, EU
Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SL/CF
Допуски: VW 501 01/505 00, MB 229.1, FIAT 9.55535.D2
Ориентировочная цена: 1200 руб. (канистра 4 л)
Самое дорогое из всех испытанных. Обладает неплохими защитными
свойствами, но за счет несколько более низкой энергосберегающей функции.
Моющая способность масла хорошая, о чем говорит низкий уровень
отложений. Однако в процессе длительных испытаний оно ближе всех подошло
к исчерпанию ресурса, в частности по снижению щелочного числа. На
предыдущих испытаниях было шестым. Плюсы: Хорошие защитные и моющие свойства. Минусы: Немалая цена, высокий темп уменьшения щелочного числа.
Что и зачем нормируют автопроизводители
• Защита от износа. Ресурсный
параметр, определяемый свойствами противоизносных и антизадирных
присадок в масле, а также его вязкостнотемпературной характеристикой. •Склонность к низкотемпературным отложениям.
Ресурсный параметр, определяемый составом и концентрацией моющих
присадок, а также составом и степенью чистоты базового масла. Влияет на
образование отложений, затрудняющих подвод масла к узлам трения. •Склонность к высокотемпературным отложениям.
Ресурсный параметр, определяемый составом базового масла и моющих
присадок. Влияет на образование в зоне работы поршневых колец лаковых
пленок, затрудняющих их подвижность. •Антиокислительная стойкость.
Ресурсный параметр, определяемый концентрацией и составом щелочных
присадок, которые нейтрализуют образующиеся кислоты, а также составом
базового масла. Определяет способность противостоять окислению масла при
контакте с кислородом воздуха и картерных газов при рабочих
температурах в двигателе. •Экономия топлива. Параметр,
характеризующий способность масла минимизировать потери на трение в
двигателе и тем самым снизить эксплуатационный расход топлива по
сравнению с эталонным маслом. •Совместимость с каталитическими нейтрализаторами.
Параметр, определяющий совместимость масел с системами подавления
токсичности. Вводит ограничения по содержанию в масле серы, фосфора и
сульфатов, накладывает жесткие ограничения по летучести масла и его
зольности. •Склонность к образованию сажи.
Параметр особо важен для дизельных масел, ориентированных на
использование в современных моторах с сажевыми фильтрами. При сгорании
такие масла не должны образовывать дополнительной сажи, затрудняющей
работу фильтра и уменьшающей его ресурс. Каждый из параметров определяют
по специальным методикам и оценивают по десятибалльной шкале.
Эти
допуски чаще других встречаются у масел-участников нашего теста.
Автопроизводители настроены жестко! Больше баллов – выше требования.
MB, VW и BMW Longlife…
Любое классное масло обычно хвастается одобрением ведущих
автопроизводителей. Допусков на этикетках – море: сначала класс вязкости
по SAE, потом группа качества по API и европейской ACEA, а потом – MB,
VW, Ferrari, BMW… А что дополнительно требуют автопроизводители?
Основные требования к качеству масел хорошо известны. Это
энергосбережение, защита от износа, склонность к низкотемпературным и
высокотемпературным отложениям, антиокислительная стойкость,
совместимость с нейтрализаторами и склонность к образованию сажи. Чем
новее допуски автопроизводителей, тем выше их требования к маслам. Но
важно то, что по допускам они оставляют далеко позади требования
сертификации API и ACEA! Почему? Потому, что автокомпании учитывают
реальные условия работы масла в конкретном двигателе. К примеру, если
мотор «алюминиевый», то относительно холодный и масло в нем более
склонно к образованию отложений. Отсюда и требования, выдвигаемые
производителем такого мотора. Другой пример – двигатель класса Евро IV,
оснащенный сажевым фильтром и нейтрализатором. Его создатели обязательно
выдвинут жесткие требования к образованию сажи и совместимости с
системами подавления токсичности.
4 место: Ravenol TSI, Германия
Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SM/CF
Допуски: VW 500 00/505 00, MB 229.1,
BMW – Spezialol, соответствует VW 502 00, 501 01
Ориентировочная цена: 1000 руб. (канистра 5 л)
Среди лидеров по моющей способности – мотор остается чистым, и это
важно. Ресурс большой, судя по низкому темпу окисления масла. Но по
экономии топлива уступает многим. И что-то велик его угар за цикл
испытаний – значит, в старых моторах надо почаще контролировать уровень
масла. В прошлый раз было пятым. Плюсы: Доступная цена, высокий класс качества, нашедший подтверждение в испытаниях, хорошая моющая способность и большой ресурс. Минусы: Сравнительно невысокие энергосберегающие функции.
3 место: Esso Ultra, EU, Бельгия
Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF
Допуски: MB 229.1, VW 505 00
Ориентировочная цена: 760 руб. (канистра 4 л)
Одно из самых дешевых масел нашей выборки, но с очень приличными
показателями. В целом подтвердило свое высокое место по результатам
предыдущей экспертизы, вновь выиграв бронзу. Самые высокие
антиокислительные качества и стабильность моторных показателей
предполагают большой ресурс работы. Плюсы: Низкий темп окисления, невысокий расход на угар, длительная стабильность показателей. Минусы: Сравнительно более высокий уровень высоко- и низкотемпературных отложений.
Рейтинг экономичности свежих моторных масел в целом повторил то, что мы видели в прошлой экспертизе. Больше – лучше.
Высокотемпературные отложения – то, что оседает на боковой поверхности поршней и мешает работать кольцам. Меньше – лучше.
Рост кислотного числа – главный показатель антиокислительных способностей масла. Чем он меньше, тем лучше.
Низкотемпературные отложения мы увидим, сняв поддон мотора или его клапанную крышку. Чем меньше, тем лучше.
Фальшивая нота
Ресурсные испытания мы уже проводили (ЗР, 2009, № 11; 2010, № 1),
поэтому методика отработана. Полную схожесть условий обеспечивают
идентичные двигатели, обкатанные по одной программе на одном и том же
топливе. Каждое масло работает 120 моточасов по одинаковым циклам.
Большую часть испытаний моторы работали на режимах с высокими оборотами,
что равноценно примерно 10 тысячам пройденных километров. Уже на этой
цифре выявить тенденции старения масла вполне реально. После каждого
заезда – разборка, взвешивание, фотографирование, куча анализов и т. п. Ресурс масла зависит не только от его производителя, но и от состояния автомобиля, а также от стиля езды.
Крепкие старички
Стареющее масло не моет, а пачкает мотор. Накапливаются отложения:
лаковые высокотемпературные, которые особенно заметны на боковых
поверхностях поршней, и низкотемпературные – эдакий гудроноподобный
шлам, который мы видим в масляном поддоне и на клапанном механизме.
Для оценки высокотемпературных отложений используют специальный метод,
реализуемый на одноцилиндровой установке. У нас полноразмерный
бензиновый мотор, но прием возьмем тот же. Эксперты оценивали отложения
на поршнях двигателя, а результаты усредняли. Победили масла группы SM:
Ravenol и ZIC A+, имеющие к тому же самые серьезные допуски
«Мерседес-Бенца» и БМВ, по которым отложения должны быть совсем малыми.
2 место: Mobil Super 2000 X1, EU
Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF
Допуски: MB 229.1, VW 505 00
Ориентировочная цена: 1100 руб. (канистра 4 л)
Масло подтвердило свой достойный статус (в прошлом тесте было на 4‑м
месте). Недешевое, однако с довольно слабыми допусками и не самой
высокой группой качества. В тесте показало неплохие ресурсные показатели
и низкий уровень отложений. А по защитным функциям вообще в группе
лидеров. Плюсы: Высокие антиокислительные и защитные свойства, невысокий уровень отложений. Минусы: Дороговато…
Низкотемпературные отложения оценивали по изменению массы тех деталей,
где их образование идет наиболее активно, – это маслоотделитель в
клапанной крышке и грибок маслозаборника масляного насоса. Лучше других
смотрелись снова ZIC A+ и Castrol Magnatec. А вот левый продукт выдал
отложений чуть не в два раза больше. Это наглядная иллюстрация для тех,
кто не соблюдает сроки замены масла.
Характеристика антиокислительных свойств – рост кислотного числа масла.
Лидер – Esso Ultra. Ravenol, ZIC A+ и Mobil Super 2000 дали практически
одинаковый результат, а вот у Castrol Magnatec с этим параметром дела
обстоят похуже. Но не сильно.
1 место: ZIC A+ Gasoline VHVI, Корея
Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4/C3, API SM/CF
Допуски: MB 229.51, VW 502 00,
BMW Longlife‑04, ОАО «АВТОВАЗ»
Ориентировочная цена: 760 руб. (канистра 4 л)
Масло однозначно подтвердило лидирующие позиции по итогам предыдущего
теста. Оно выполнило требования самых жестких современных допусков, что
нашло отражение и в результатах. Лидер по энергосбережению и износу,
моющей способности – все очень достойно. И при этом самое дешевое. Плюсы: Высокие моющие, энергосберегающие и защитные свойства, хорошие ресурсные показатели. Минусы: Как дозировать масло, если банка совсем непрозрачная?
Еще два параметра, нормированных в допусках, – защита от износа и
экономия топлива. Износ определяли точным взвешиванием вкладышей
подшипников и поршневых колец. Лидер – ZIC A+. Между прочим, оно
единственное имеет допуск MB 229.51, самый жесткий по этому параметру.
Критерий экономии – реальный мгновенный расход топлива двигателя на
заданных режимах работы. На свежем масле мы ничего нового не увидели –
как и в первой серии экспертизы, свои таланты подтвердили Esso Ultra и
ZIC A+.
Расход масла отслеживали по его количеству, слитому после испытаний. С
учетом объема отобранных проб, конечно же. Если учесть, что погрешность
такого метода превышает 10%, то можно сказать, что ZIC A+, Esso Ultra,
Mobil Super 2000 и Castrol Magnatec показали близкие результаты. У всех
продуктов слишком большой расход? Но так и было задумано – чтобы маслу
жизнь медом не казалась, мы выбрали самые тяжелые режимы работы.
Делим подиум
Пять масел из шести ресурсные условия выполнили. Лучше других смотрелись
ZIC A+, Mobil Super 2000 и Esso Ultra. Заметим, что ZIC A+ имеет допуск
BMW Longlife‑04, где в самом названии заложен достойный ресурс работы.
Совсем близко к границе снижения вязкости подошел Castrol Magnatec – но
не перешел. Так что с ним все в порядке. Итоговые баллы расставляли с
учетом всех номинаций, упомянутых выше, причем с одинаковыми весовыми
коэффициентами.
А вот на отработанных маслах все характеристики подсели. Чем меньше, тем лучше.
Часто возникает вопрос: что лучше – стабильный середнячок или отличник, у
которого по мере наработки резко садятся характеристики? Лучше, конечно
же, яркий лидер со стабильной вязкостью и низким темпом старения.
Плохо, когда темп снижения параметров таков, что масло даже при отличных
начальных параметрах ведет себя непредсказуемо (об этом рассказал
пример фальсификата, случайно попавшего в тест). Но при этом расходный
материал не должен жить вечно. Более того, стабильность некоторых его
параметров, например щелочного числа, – просто признак его плохой
работы.
Убыль массы деталей двигателя – основной критерий, по которому судят о защитных свойствах масла. Меньше – лучше.
По результатам исследований – совет. Хочешь выбрать хорошее масло –
поглядывай, кроме классов API и ACEA, и на допуски ведущих
автопроизводителей. Лучше, если это будут допуски, разработанные после
2005 года: MB 229.51, VW 502.00 или 505.00, BMW Longlife‑04 и т. д. Ведь
то, что хорошо «Мерседесу» или «Фольксвагену», не повредит и «Жигулям»…
Михаил Колодочкин (ЗР) и кандидат
технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского
политехнического университета Александр Шабанов