БЮДЖЕТНИКИ
В крупных столичных магазинах купили по три комплекта обычных
одноэлектродных свечей для впрыскового вазовского «восьмиклапанника». По
три – для того чтобы пресечь разговоры о случайности возможных «бяк»,
которые могут вылезти при испытаниях. Заодно оценим стабильность
характеристик свечей – один из главных критериев качества. А вазовские –
потому, что дешевые свечи в основном предназначены именно для этой
непритязательной разновидности самобеглых колясок. В
выборку вошли недорогие свечи, – до 200 рублей за комплект. Оказались в
ней и наши, уфимского производства, и «чехи», и «русские немцы» из
Энгельса. Попались и «французы», и «немцы» – так было написано на
коробочках. Есть даже свечи из солнечной Финляндии: имя новое и
соблазнительное – GrandPrix. Самое удивительное, что за эти деньги
удалось найти знаменитые Beru – очевидного кандидата на победу. А
сравнивать их решили со свечами, которые втрое (!) дороже – NGK
классической одноэлектродной конструкции. Они хорошо зарекомендовали
себя в предыдущих экспертизах.
Все свечи, понятное дело, с калильным числом 17, как и рекомендовано для
впрыскового ВАЗа. Точнее – почти все: попался один комплект из
Энгельса, где калильное число было 14, но при этом – с четкой
рекомендацией установки на наш мотор. Забавно! Не слишком ли они
«горячие»? И это проверим. СТАБИЛЬНОСТЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА
Для начала оценим то, что может проверить каждый – нужны лишь щупы и
простейший мультиметр. Взяли все свечи и промерили у них фактические
искровые зазоры, а также сопротивления резисторов помехоподавления.
После этого каждую свечку подвергли контролю работоспособности на
приборе Э203, определив давление прекращения искрообразования. Заодно
оценили разброс относительно средних значений: ведь очевидно – чем он
меньше, тем выше качество сборки.
У нашего «эталона» (NGK) зазоры отличались не более чем на 0,05 мм,
сопротивления – не больше чем на 20%. А у «играющего тренера» (Beru)
зазор был строго одинаков! Зато у дешевых собратьев разброс параметров
оказался куда как больше – до 0,10…0,15 мм по искровому зазору и до 40% –
по сопротивлениям! Больше всего удивил тот самый финский комплект
GrandPrix: у одних свечей – 0,65 мм, у других – до 1,0 мм! Причем и те и
другие лежали в одной красивой коробочке. Так же и с сопротивлениями.
На финско-китайской границе все спокойно?
Прибор Э203 предыдущие выводы вполне подтвердил. Ну, по средним
значениям все было вполне прогнозируемо: чем меньше искровой зазор, тем
лучше искрит свеча при высоких давлениях. Поэтому те комплекты, где
зазор был в районе рекомендованных ВАЗом 1,1 мм, устойчиво отпахали до
давления 8,5…9,0 атм. Уменьшение зазора до 1,0…1,05 повышало порог
сопротивляемости до 11…12 атм. А вот «задавить» искру у NGK мы так и не
смогли – свечи устойчиво работали даже при предельных для прибора 16
атм. Но тут все ясно – зазор-то небольшой. По-настоящему удивил чешский
Brisk: при самом большом искровом зазоре – 1,1 мм свечи отработали столь
же успешно, как и NGK. Впрочем, когда порылись в архивах своих более
ранних экспертиз, то увидели – это наблюдалось и раньше.
Стабильность этого параметра в целом подтверждала данные предыдущих
замеров, сделанных по зазорам и сопротивлениям. Чем лучше было меньший
разброс в давлениях мы получили здесь. Ну, а финны снова впереди планеты
всей. Одни «скандинавские» свечи не гасли при 15 атм, другие
безвременно погибали уже при 8! ЛУЧШИЕ – ХУДШИЕ
А насколько «понравятся» свечи мотору? Ведь все параметры, которые мы
измерили в безмоторной части экспертизы, должны так или иначе отразиться
на его поведении – мощности, расходе топлива, токсичности. Чтобы
установить диапазон влияния параметров свечей, мы переформировали
комплекты каждого типа таким образом, чтобы в один из них попали свечи с
минимальным разбросом параметров, в другой – наоборот, с максимальным.
Условно назовем их хорошим и плохим. Разделение, конечно, искусственное,
но ведь по статистике никто не застрахован от покупки одного из таких
вариантов – вот и посмотрим, чем рискуем.
Поочередно опробовали все 24 комплекта свечей на стендовом двигателе.
Для каждого комплекта была повторена идентичная программа испытаний:
пуск, прогрев, выход на режим, выдержка до стабилизации температуры, и –
замеры, замеры, замеры! И так – по нескольким фиксированным режимам во
всем эксплуатационном диапазоне.
Итог – в таблице. Основные параметры двигателя ВАЗ-2111, усредненные по
всем точкам испытаний, даны относительно базового комплекта – NGK.
Отклонения приведены в процентах.
В целом, все оказалось прогнозируемо: большой разницы между «лучшими»
комплектами не обнаружилось. Так, 1,0…1,5% различия по мощности и
расходу топлива, а также 5…7% по токсичности – это немного, на пределе
погрешности замеров. А вот когда поставили «худшие» комплекты, в которых
разброс параметров был максимальным, ситуация резко изменилась. У NGK и
Beru разницы опять не увидели, зато другие комплекты выдали до 5...7%
по «экономике», до 3% по мощности, а по токсичности – вообще до десятков
процентов! В который раз отличились свечи GrandPrix – на некоторых
режимах мотор с ними «колбасило» вполне ощутимо. Ну не нравится
инжектору с его обратной связью, когда цилиндры работают неравномерно –
вот и начинает он периодически богатить смесь. А это для экологии –
смерть!
Заметим, что все опыты проводились в идеальных для мотора условиях –
стенд, теплая лаборатория, хорошее топливо, исправный генератор.
Разумеется, в реальной эксплуатации разброс моторных показателей
окажется еще больше. ДАЕШЬ СТАБИЛЬНОСТЬ!
Теперь ясно: платим дороже – покупаем стабильность качества, и это очень
важно! Конечно, и с самыми дешевыми свечами автомобиль поедет. Может,
чуть хуже, чем с дорогими. Насколько это будет заметно? Как повезет:
теория вероятности должна сказать свое слово.
Важный момент: нашим эталоном служила простейшая свеча! Более дорогое
изделие – многоэлектродное или с электродами из тугоплавких драгоценных
металлов – имеет повышенный ресурс. Кроме того, играют роль и «открытая»
искра, и большая ее интенсивность в зазоре между тонкими электродами
(ЗР, 2005, № 10; ЗР, 2008, № 6). К сожалению, не все такие свечи
благосклонны к нашему топливу.
Отсюда совет: жителям столиц, где проблем с топливом меньше, мы
рекомендуем дорогие свечи. А те, кто живет далеко от мегаполисов и
сталкивается с нестабильным качеством топлива, могут обойтись простыми и
дешевыми… держа наготове свечной ключ и комплект запасных. На какой
марке остановиться, выбирайте – информация перед вами. Базовый комплект NGK V-LINE BPR 6 E
Этот комплект идет вне конкурса – как дорогостоящий эталон, который
втрое дороже остальных. В целом предназначение оправдывает, задавая для
остальных начало отсчета.
+ Лучшие результаты по давлению прекращения искрообразования, отличные моторные показатели.
- Российского покупателя надо уважать – надписи по-русски отсутствуют.
Страна-изготовитель и начальный зазор также не указаны. И разброс
параметров все-таки налицо. 11-е место GRAND PRIX ADVANCED STL-081 A2L6R-11
Финляндия, Хельсинки
Красивая коробка, звучное название, блестящие свечки – больше ничего
хорошего, разве что цена копеечная. Это, пожалуй, единственное
оправдание последнего места. Двукратный разброс параметров – это слишком
даже за 100 руб.
+ Приятный внешний вид.
- Самый высокий разброс параметров приводит к неустойчивой работе двигателя на некоторых режимах. 10-е место WEEN 370
Среди ненашенских свечей одни из самых дешевых: по 115 руб. за комплект.
Указан зазор – 1,1 мм. Внешне выполнены аккуратно, блистер красивый, но
стабильность параметров – так себе… Где-где они сделаны – в Бельгии?
+ Неплохая стабильность зазора.
- Большой разброс параметров, самое низкое давление прекращения искрообразования. 9-е место ЭЗ STANDARD А14ДВРМ 1.0
Россия, ООО «Роберт Бош»
Свечи для ВАЗа с калильным числом 14 – впервые в наших экспертизах.
«Горячие» свечи, наверное, хороши зимой, но в стендовых условиях при
больших нагрузках закапризничали. Это сразу снизило показатель мощности.
Указан зазор – 1,0 мм.
+ Хорошая самоочистка от нагара.
- Возможно некоторое снижение мощностных показателей при высоких температурах под капотом. 8-е место «ТРЕК »А17ДВРМ
Производственное объединение «ТРЕК». Россия, Миасс
по своим параметрам очень напоминают собратьев из Энгельса – отличия в
пределах погрешности, даже несмотря на разные калильные числа. А так –
все достойно. Указан зазор – 1,0 мм.
+ Довольно низкий разброс параметров по отдельным свечам.
- Невысокие моторные показатели. 7-е место «ПЕРЕСВЕТ-2» А-17 ДВРМ
Двухискровые самоочищающиеся свечи. Сделано в России. А в названии –
привычное, к сожалению, лукавство: нет здесь двух искр и быть не может! И
как быть с ресурсом тоненьких боковых электродов, полученных простым
разрезанием обычного электрода?
+ Если удастся скомпоновать «удачный» вариант комплекта, то мощность мотора становится даже чуточку выше, чем у NGK.
- Низкая стабильность параметров, некорректное название изделия. 6-е место VALEO R76H11
Франция
Весьма обычный комплект, особо ничем не выделяющийся. Какой в них зазор,
и на какой мотор они годятся – не написано. А так –выполнены аккуратно,
на стенде отработали средне.
+ Неплохие моторные и экологические пaоказатели, полученные на стендовых испытаниях.
- Невысокое давление прекращения искрообразования, довольно высокий разброс параметров отдельных свечей. 5-е место УАПО А17ДВРМ
Уфа, Россия
Единственный полностью российский экспонат в нашей компании! По
сравнению с нашей же экспертизой 2005 года – сразу видно – работа над
ошибками выполнена! Вот только 0,15 мм технологического допуска по
зазорам – это нехорошо!
+ Высокое давление прекращения искрообразования.
- Большой допуск по величине зазора повышает вероятность нарваться на неудачный комплект. 4-е место FINWHALE F510
Германия, Мангейм
Нечастый случай: невысокая цена соответствует неплохому качеству. Указан
искровой зазор – 1,1 мм; перед установкой его рекомендуется сопоставить
с требованиями завода-изготовителя авто.
+ Моторные показатели – одни из лучших.
- Невысокое давление прекращения искрообразования. 3-е место BRISK LR15YC-1 SUPER
Чехия, Табор
Это комплект – иттриевый, а значит – высокоресурсный. Удивил очень
высоким давлением прекращения искрообразования, недоступным другим
свечам с аналогичным зазором. Указан зазор – 1,1 мм.
+ Большой ресурс благодаря использованию тугоплавких материалов.
Стабильные параметры. Высокое давление прекращения искрообразования.
- Невысокие моторные показатели, особенно у комплекта с большим разбросом параметров. 2-е место ACDelco CR42XLSX
Франция
Любопытно, что свечи особенно ничем не запомнились – ни в плохую, ни в
хорошую сторону. Это и хорошо – вполне достойный комплект, работающий не
блестяще, но и без каких-то провалов. Указан зазор – 1,1 мм.
+ Неплохие моторные показатели у всех испытанных комплектов.
- Невысокое давление прекращения искрообразования. 1-е место BERU ultra 14R-7DU
Франция
Это комплект можно рассматривать как второй эталон! Работает ничуть не
хуже NGK, а по стабильности искрового зазора – вообще абсолютный
рекорд-смен! Не понятно только, почему давление прекращения
искрообразования для такого малого искрового зазора (0,8 мм)
сравнительно невысокое?
+ Отменная стабильность параметров, высокие показатели на стендовых испытаниях.
- Давление прекращения искро-образования у лидера могло быть и повыше. .